В конце прошлого 2021 года Единый накопительный пенсионный фонд на своём корпоративном сайте enpf.kz опубликовал обновлённую Корпоративную стратегию развития на 2022-2026 годы, утвержденную решением Совета директоров. Предыдущая Корпоративная стратегия была утверждена в 2017 году. В ней были заложены цели и задачи ЕНПФ на период до 2021 года, которые были выполнены. Сегодня в нашем материале мы остановимся подробнее на проделанной работе Фонда за последние пять лет. Конечно, изложить их в небольшом материале невозможно, однако мы постарались собрать хайлайты прошедших лет, сообщает пресс-служба фонда.
За пять лет действия стратегии развития объем пенсионных накоплений увеличился на 5,3 трлн тенге или на 68%, составив 13,1 трлн тенге (16,1% от ВВП) на 1 января 2022 года. Таким образом, среднегодовой рост пенсионных накоплений за данный период опережает рост ВВП. Отмечается рост как самих пенсионных накоплений, так и пенсионных взносов, инвестиционного дохода, пенсионных выплат и т.д.
Средняя годовая доходность пенсионных активов за 2017-2021 гг. составила 9,6% при среднегодовой инфляции 6,7%. Показатель накопленной доходности с момента введения накопительной пенсионной системы (НПС) по состоянию на 1 января 2022 г. превысил уровень накопленной инфляции в 1,2 раза (681,13% и 546,77%, соответственно).
За период с 2017 по 2021 год количество участников накопительной пенсионной системы (уникальных вкладчиков и получателей по ОПВ) увеличилось на 1,9 млн человек или на 20,9% и составило 10,9 млн человек. Общее количество индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) по всем видам взносов на 1 января 2022 г. составило 11,5 млн единиц. Среднегодовой темп роста ИПС за период составил 4%.
К слову, в 2021 г. количество активных участников НПС (на ИПС которых в течение года поступил хотя бы один ОПВ) составило 7 млн человек или 79,5% от численности занятого населения, которая по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК составляет 8,8 млн человек.
Все индивидуальные пенсионные счета открываются автоматически. С января 2019 года в беззаявительном порядке, при поступлении первого взноса открываются счета по обязательным пенсионным взносам, в прошлом 2021 году была проведена работа по переведу в автоматический формат функции открытия ИПС для учета добровольных и обязательных профессиональных пенсионных взносов. Успешно пройден сертификационный аудит системы управления услугами информационных технологий и ре-сертификационный аудит системы менеджмента качества и т.д.
Особенно примечательны показатели по уровню знаний и доверия к ЕНПФ. В частности, показатель «доля респондентов, давших правильные ответы на заданные вопросы о пенсионной системе Казахстана и об услугах ЕНПФ» при целевом значении 63,5%, составил 69,9%. Показатель оценивается по ответам на базовые вопросы, при этом социологический опрос содержал как базовые вопросы (базовый уровень), так и сложные вопросы (продвинутый уровень). Кроме того, индекс доверия населения к ЕНПФ составил 79% (при целевом показателе 74%).
Также Фондом была проведена работа по реализации законодательства Республики Казахстан. Например, с 2018 года лицам, достигшим пенсионного возраста, можно обращаться по принципу «единого окна» только в Центр обслуживания населения (ЦОН); расширены преимущества добровольных пенсионных взносов в налогообложении и возможности использования. В 2021 году вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года. Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства и т.д.
Отметим, что реализация Стратегии развития ЕНПФ за предыдущие пять лет – это только один из этапов в обеспечении вкладчиков (получателей) ЕНПФ не только качественными услугами, но и достойными выплатами.