ГлавнаяЗдравоохранение

Дети раннего возраста с задержкой психомоторного развития: основные принципы раннего вмешательства

В настоящее время одним из перспективных направлений раннего вмешательства признаются различные формы групповой работы с ребенком и его семьей, в которой родителям отводится активная роль в стимуляции развития ребенка, а специалистам – роль помощника и консультанта. В мировом сообществе раннее вмешательство в нарушенное развитие ребенка рассматривается как наиболее эффективное и перспективное решение проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации. В Казахстане также существует система оказания помощи детям с ограниченными возможностями, включающая скрининг, диагностику, медико-педагогическую и социальную помощь, однако, абилитация детей, имеющих нарушения в развитии, характеризуется приоритетом медицинских служб и слабым развитием психолого-педагогической и социальной помощи.

Современные представления о развитии ребенка, основанные на последних исследованиях и опыте оказания помощи детям в раннем возрасте способствовали переходу и активному внедрению в большинстве стран мира социальной модели оказания помощи ребенку, определяющей основные принципы раннего вмешательства. К ним относятся:

— жизнь ребенка в семье. Без постоянных эмоциональных отношений, которые существуют в семье, полноценное развитие ребенка невозможно;

— междисциплинарная команда специалистов, осуществляющих диагностику нарушений и разработку индивидуальных программ развития, ориентированных на потребности и возможности конкретного ребенка и его семьи;

— семейно-центрированный подход, предполагающий активное участие родителей на всех этапах раннего вмешательства, начиная от запроса и оценки развития ребенка, разработки программы развития, ее реализации и, заканчивая оценкой ее эффективности и внесение в нее изменений. Изучение особенностей психического развития ребенка раннего возраста, в том числе и его проблем считается некорректным, если ребенок изучается изолированно от матери; раннее вмешательство должно быть центрированно не отдельно на ребенке, а на взаимодействии матери и ребенка;

— опора на сильные стороны ребенка и семьи. Основной акцент при оценке и проведении программ развития делается не на ограничения ребенка и семьи, а на выявление их возможностей и ресурсов;

— коммуникативная и социальная направленность программ развития. Развитие ребенка должно происходить через общение и обычные виды активности в семье и ближайшем социальном окружении;

— нормализация жизни ребенка и семьи означает максимальное приближение семьи ребенка с нарушениями развития к жизни других семей: участие в повседневной жизни, различной видах социальной активности, интеграция в общество.

В настоящее время в Казахстане активно внедряется социальная модель поддержки людей с ограниченными возможностями, сфокусированной на обеспечение им самостоятельности, независимости и активного участия в социально-общественной жизни. Однако в специальных организациях образования – реабилитационных центрах и кабинетах психолого-педагогической коррекции, оказывающих психолого- педагогическую помощь детям раннего возраста используются в основном традиционные методы работы, суть которых сводится к одному принципу: сам специалист определяет содержание развивающего обучения, направленное на коррекцию недостатков без учета запросов и мнения родителей. В настоящее одним из самых эффективных и перспективных направлений раннего вмешательства стали различные формы групповой работы с ребенком и его семьей, в которой родителям отводится активная роль в стимуляции развития ребенка на занятиях, а специалистам – роль помощника и консультанта.

Обо все этом вы сможете узнать из Методических рекомендаций, разработанных специалистами Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования и размещенных на сайте Центра.

Еще новости

Back to top button