Детский аутизм и расстройство рецептивной речи: Отличительные критерии
Довольно актуальной проблемой дифференциальной диагностики нарушений развития у детей остаётся отграничение расстройств аутистического спектра (РАС) от расстройств рецептивной речи (РРР), при которых страдает преимущественно понимание обращённой речи. Специалисты Национального научно-практический центра развития специального и инклюзивного образования отметили некоторые отличительные критерии этих состояний.
1. Понимание речи.
РАС: неравномерное, лучше проявляется в ситуациях, связанных со специфическими интересами ребёнка.
РРР: стабильно нарушено, может облегчаться при наглядном подкреплении речевых обращений.
2. Внимание к речи.
РАС: недостаточное из-за сниженной потребности в общении.
РРР: стабильно снижено, ухудшается по мере физического утомления и речевой нагрузки извне.
3. Эхолалии (повторение слов и выражений за окружающими).
РАС: воспроизведение приближено к оригиналу.
РРР: характерно ухудшение звукопередачи при повторных воспроизведениях.
4. Повторяющееся поведение.
РАС: имеет стойкий тотальный характер.
РРР: носит нестойкий фрагментарный характер.
5. Динамика развития речи.
РАС: постепенное расширение словаря и диапазона доступных команд при сохраняющейся социально-коммуникативной некомпетентности.
РРР: медленное пополнение словаря, использование словесных «штампов», стойкие трудности в восприятии новых слов и фраз.
«Наиболее эффективная диагностика данных нарушений может проводиться в условиях ПМПК за счёт комплексной оценки состояния ребёнка специалистами медицинского и психолого-педагогического профиля», — отмечают специалисты.
Справочно:
Расстройство аутистического спектра — нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Три основных признака: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия.
Расстройство рецептивной речи представляет собой специфическое нарушение речевой функции ребёнка, при котором на фоне сохранной функции слухового аппарата и нормального умственного развития ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь.