Казахстан перенимает европейский опыт для повышения безопасности дорожного движения

«КаздорНИИ» планирует внедрять принципы нулевой терпимости к смертности на автодорогах

Казахстан делает последовательные шаги к реализации Vision Zero – международной концепции, базирующейся на принципе нулевой терпимости к смертности на автодорогах и предусматривающей проектирование безопасной городской среды. К примеру, в данное время специалисты «КаздорНИИ» проходят тренинг по безопасности дорожного движения и внедрению Vision Zero в Swedish National Road Consulting AB (Стокгольм, Швеция).

Сделать наши дороги по-настоящему безопасными – одна из приоритетных целей Казахстанского дорожного научно-исследовательского института (КаздорНИИ). Как показывает история, в решении этой задачи важную роль играет изучение международного опыта и применение практик, используемых в прогрессивных странах.

Особое внимание в последние годы обращает на государства Европы. Многие страны Старого Света славятся комфортными и безопасными дорогами. Нидерланды, Швеция, Великобритания, Ирландия, Норвегия, Финляндия, Дания традиционно имеют наименьшие показатели смертности в результате ДТП. Казахстан, как правило, в подобных рейтингах оказывается где-то посередине, обгоняя большую часть африканских и латиноамериканских стран, но серьезно уступая «европейцам» и «прогрессивным азиатам».

Стоит отметить, что Швеция входит в пятерку стран мира с наиболее безопасным транспортным движением. Именно программа Vision Zero легла в основу борьбы шведов с потенциальными ДТП и их последствиями. Парламент скандинавского государства принял программу еще 1997 году, после чего и другие страны (Великобритания, США, Канада, Нидерланды и т.д.) начали перенимать шведский опыт.

Напомним, ранее «КаздорНИИ» подписал меморандум о сотрудничестве с чешским Центром транспортных исследований (CDV). Партнерство института с восточноевропейскими специалистами позволит отечественным автодорожникам напрямую получить передовые знания и практические навыки.

Подходить к вопросу безопасности на автодорогах следует комплексно. Так, в конце прошлого года стало известно, что планируется запуск в производство инновационной разработки – антигололедного экореагента. QSmartAntiGlaze, созданный в Казахстане, сохраняет свои свойства даже при экстремальных морозах и быстро растапливает наледь. Реагент не разъедает дорожное покрытие и автомобильные шины, а также безопасен для здоровья человека и окружающей среды.

Помимо этого, несколько месяцев назад на участке одной из республиканских магистралей началось тестирование тросовых дорожных ограждений – новинки для нашей республики. По мнению экспертов «КаздорНИИ», тросовые ограждения имеют значительное преимущество перед традиционными металлическими барьерами-кривбрусами, так как позволяют снегу свободно проходить через тросы, предотвращая его накопление на разделительных полосах и обочинах, снижая риски заносов и улучшая видимость для водителей.

В заключение необходимо добавить, что с начала 2025 года вступил в силу документ, предписывающий оценку безопасности автомобильных дорог еще до их строительства или реконструкции. Свод правил «Процедуры безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах» разработан специалистами «КаздорНИИ». Известно, что документ закрепил такие понятия, как «детальный анализ ДТП» и «инспекция безопасности дорог». Правила, сейчас применяемые в пилотном режиме, в перспективе могут стать обязательными для исполнения.