В Министерстве транспорта состоялась расширенная коллегия под председательством Первого заместителя Премьер-Министра РК Романа Скляра. В ходе мероприятия подведены итоги развития транспортной отрасли за 2023 год.
По информации, представленной министром Маратом Карабаевым, в сфере транспорта по итогам 2023 года индекс реального объема составил 106,9%. Объем транзитных грузов через территорию Казахстана достиг 32,3 млн тонн, увеличившись на 21%. Положительная динамика наблюдается по всем направлениям.
В 2023 году строительно-монтажными работами было охвачено 10,7 тыс. км автодорог, в том числе 6,5 тысяч км дорог республиканского значения. Строительство и реконструкция велась на 3,6 тыс. км, из них введено в эксплуатацию 856 км, обеспечен проезд на 923 км.
Основные усилия были направлены на завершение строящихся проектов Караганда-Алматы, Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Атырау-Астрахань. В результате движение на этих участках было открыто.
Капитальным и средним ремонтом было охвачено 2,9 тыс. км, из них завершено 1,1 тыс. км (200 км капитального ремонта, 900 км среднего ремонта) автомобильных дорог.
На местной сети ремонтом было охвачено 4,2 тыс. км, из них завершено 3,6 тыс.
В результате доля дорог в нормативном состоянии на республиканской и местной сети доведена до 87%.
В сфере железнодорожного транспорта объем перевозок грузов вырос на 3% — до 297 млн тонн. Отмечается рост экспортных, импортных и транзитных направлений. По внутриреспубликанским направлениям перевезено 164,1 млн тонн (-0,6%), в экспортных – 85,6 млн тонн (+9%), импортные – 20,2 млн тонн (+10%), транзитные – 27,4 млн тонн (+18%).
Одним из важных вопросов является обновление подвижного состава. В прошлом году приобретено 506 единиц, в том числе 113 локомотивов, 275 грузовых вагонов и 118 пассажирских вагонов.
Также отремонтировано 1 443 км магистральной сети (капремонт — 557 км).
В сфере морского транспорта за 2023 год объем перевозок через морпорты составил 7,2 млн тонн, что на 11% больше показателя 2022 года.
В структуре грузов преобладают экспортные перевозки казахстанских компаний в направлении европейских стран.
В морских портах развиваются терминальные мощности. Так, в порту Курык с участием частных инвестиций в прошлом году построен новый зерновой терминал мощностью 1 млн тонн и приобретены 2 нефтяных танкера грузоподъемностью 8 тыс. тонн. Проекты реализованы в кооперации с эмиратской компанией Abu Dhabi Ports.
В целях обеспечения инвестиционной привлекательности порты Актау и Курык включены в состав СЭЗ «Морпорт Актау».
Также совместно с сингапурской компанией PSA International проводится пилотная цифровизация казахстанского участка маршрута ТМТМ. Интеграция с транспортными системами Азербайджана и Грузии будет завершена в первом полугодии 2024 года.
В сфере гражданской авиации наблюдается рост основных показателей отрасли. Отечественными авиакомпаниями перевезено 13,3 млн пассажиров, что на 21% больше предыдущего года.
Объем обслуженных пассажиров в аэропортах увеличился на 24% — до 26,1 млн человек.
Значительный рост наблюдается в аэропортах Алматы и Астана, где в прошлом году зафиксировано рекордное обслуживание — 9,6 млн (+31%) и 7,5 млн пассажиров (+27%), соответсвенно.
На 15% вырос объем обработанных грузов в аэропортах — до 145 тыс. тонн.
Для повышения устойчивости полетов и доступности авиаперевозок продолжена работа по пополнению парка самолетов отечественных компаний. В 2023 году казахстанскими авиакомпаниями приобретено 11 воздушных судов. В результате вместимость парка увеличилась на 28% — до 15 тыс. 400 мест. Кроме того, с целью развития сегмента грузовых перевозок созданы 3 новых грузовых авиаперевозчика.
На сегодня главной задачей является преобразование Казахстана в международную транзитную страну в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута.
По сравнению с прошлым годом объемы перевозок по данному коридору выросли на 65% и составили 2,8 млн тонн (2022 г. – 1,7 млн. тонн). В том числе в 2,5 раза увеличился экспорт казахстанской продукции по ТМТМ.
Наравне с экспортом отмечается рост и импортного грузопотока. Это, в свою очередь, показывает заинтересованность европейских компаний в маршруте ТМТМ. Также ведутся переговоры с уполномоченными органами и компаниями соседних государств по привлечению экспорта на маршрут ТМТМ, в том числе по вопросам предоставления мер государственной поддержки данным перевозкам.