На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрены меры безопасности дорожного движения. С докладами по этому вопросу выступили первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев, и.о. министра транспорта Талгат Ластаев, глава МЧС Сырым Шарипханов, аким Туркестанской области Дархан Сатыбалды. Об этом сообщает пресс-служба Премьер-Министра РК.
За 8 месяцев текущего года по республике снизились показатели аварийности: ДТП на 13%, травмированных на 16%, а также погибших людей. Тем самым сохранена жизнь и здоровье почти 2 тыс. граждан. Об этом сообщил первый заместитель министра внутренних дел РК Марат Кожаев. По его данным, несмотря на общую положительную тенденцию в г.Алматы, Алматинской, Жамбылской, Туркестанской областях и области Жетысу сохраняется высокий уровень аварийности. Одна из основных причин — состояние дорог и инфраструктуры. По статистике, на населенные пункты приходится 73% ДТП. Четверть смертельных случаев связана с наездами на пешеходов.
«На нерегулируемых переходах в 5 раз чаще допускаются тяжкие ДТП. В стране имеется всего 250 надземных и подземных пешеходных переходов. Вообще их нет в Мангистауской, Северо-Казахстанской областях и Улытау. На сегодня требуется установить свыше 1 тыс. светофоров; 1,5 тыс. табло «обратного отсчета»; 25 тыс. дорожных знаков; более 1 млн км дорожной разметки», — отметил спикер.
Сложная обстановка на загородных трассах. На них приходится большинство тяжких ДТП, 50% — летальных случаев. Еще выше этот уровень в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Северо-Казахстанской и в области Жетысу.
«В последние годы оборудуются современные магистрали. Это влияет на дорожную безопасность. Так, если 15 лет назад на дорогах мы теряли свыше 4 тысяч граждан – то сейчас в 2 раза меньше. Нужно эту работу продолжать», — отметил представитель МВД.
Сейчас дороги первой категории с четырьмя и более полосами движения составляют всего 2%. Большинство же построены по старым стандартам. Они двухполосные, ширина не более 7 метров. Необходимо обеспечить перевод более 6 тыс. км дорог со второй и третьей категории в первую. Также предлагается ввести ответственность за превышение «средней скорости» на загородных трассах.
Отдельная проблема — нелегальные автоперевозчики. Зачастую, они в погоне за прибылью безостановочно, без сна и отдыха курсируют между регионами. Используемые ими автомобили небезопасны, а водители не выполняют требования Правил перевозки пассажиров.
«В этой связи, предлагается обязать перевозчиков частных такси, использующих интернет-агрегаторы, проходить предрейсовый медицинский и ежедневный осмотр автотранспорта; 2 раза в год — обязательный технический осмотр; а также предусмотреть ограничения нахождения водителей за рулем более 8 часов», — констатировал М.Кожаев.
Другая причина аварийности — стремительный рост автопарка страны. За последние 5 лет количество транспортных средств возросло на четверть. При этом срок эксплуатации половины автомашин превышает 20 лет. Также не обеспечивается должный контроль за техническим состоянием транспорта.
«Центры осмотра работают по принципу коммерческой выгоды. С начала года к ответственности привлечены 7,5 тыс. водителей за управление неисправным авто. В этой связи, следует усилить ответственность операторов станций техосмотра; внедрить лицензирование. Все эти факторы усугубляются низкой транспортной дисциплиной. Пресечено свыше 5,5 млн нарушений Правил дорожного движения. Задержаны около 15 тыс. «пьяных» водителей. Судами лишены права управления 9 тыс. водителей. Подвергнуты адм. аресту 15 тыс. человек. Оштрафованы более 215 тыс. пешеходов», — озвучил официальные данные первый замминистра внутренних дел.
По его словам, такому положению дел способствовало снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей. В этой связи МВД внесены поправки в Правила приема экзаменов. Сделали эту процедуру открытой. Процесс сдачи экзаменов теперь отслеживается посредством онлайн трансляции. Введена норма по обязательной регистрации обучаемых в информационной системе «Автошкола». Тем самым исключена возможность корректировки списков.
«Сейчас разработан второй пакет поправок. Планируется переход на электронные свидетельства об окончании курсов подготовки и медицинских справок. Кроме того, прорабатывается вопрос отмены самостоятельной подготовки водителей. При поддержке местных исполнительных органов в сферу обеспечения дорожной безопасности внедряются цифровые решения. Сейчас на дорогах установлены 22 тыс. автоматических камер фиксации нарушений ПДД. С их помощью фиксируются 50% всех нарушений», — заявил Марат Кожаев.
В Астане и Шымкенте этот показатель доведен до 70%. Однако в масштабах страны их количества крайне недостаточно. В Улытау и Жетысу имеется всего по 29 камер фиксации. Менее 150 камер – в Костанайской, Акмолинской, Западно-Казахстанской, Кызылординской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областях.
Работают в МВД точечно по злостным нарушителям, используя программу «Қорғау». Она позволяет автоматически выявлять автомобили с подложными номерами, без страховки, находящиеся в розыске либо нарушающие ПДД и не оплачивающие штрафы. С её помощью уже выявлено около 1,5 тыс. фактов использования подложных номеров. Установлены 6 тыс. водителей, лишенных водительских прав. Изъяты 8,5 тыс. госномеров. На штрафстоянку водворены 29 тыс. автомашин.
Марат Кожаев обратился к акимам регионов и предложил ускорить расширение сети автоматических камер фиксации, в том числе подключенных к системе «Қорғау».
Ещё один вопрос — это электросамокаты и мопеды. Их количество заметно увеличилось. Несоблюдение владельцами Правил дорожного движения приводит к авариям, в том числе с летальным исходом. В этой связи, 30 августа т.г. принят разработанный совместно с депутатами Мажилиса законопроект, в котором закреплены понятие электросамокатов, правила передвижения, а также права и обязанности их водителей. В сентябре т.г. выявлено свыше 1,7 тыс. нарушений со стороны водителей самокатов. В том числе 562 факта управления по проезжей части несовершеннолетними.
«Только полицейскими методами решить эту проблему невозможно. Со стороны акиматов необходимы меры по развитию инфраструктуры: обустройство выделенных полос; строительство отдельных велодорожек; разграничения городов на запретные зоны для их использования», — резюмировал генерал, попросив поддержать инициативы ведомства, предусмотренные проектом Концепции обеспечения общественной безопасности.
Документ разработали по поручению Главы государства. В нем предусмотрена солидарная ответственность всех уполномоченных госорганов и акиматов. Реализация перечисленных мер позволит обеспечить благоприятные условия для участников дорожного движения, а также сократить аварийность на дорогах страны.
О системных мерах, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, рассказал и.о. министра транспорта Талгат Ластаев. Для организации дорожного движения на аварийно-опасных участках устроены более 5 тыс. кв. метров шумовых полос, установлены порядка 450 светодиодных знаков и 500 дорожных буферов во избежание наезда на препятствия. В целях исключения аварийно-опасных участков по техническим параметрам ведется реконструкция транзитных коридоров. Для уменьшения встречного столкновения реконструированы 3 тыс. км дорог с переводом в I техническую категорию с разделением встречного потока движения. Для снижения наездов на пешеходов построены 52 обхода городов, устроены 32 надземных пешеходных моста. Для снижения ДТП с участием животных установлены порядка 1,5 тыс. км ограждений от животных, а также устроены 113 скотопрогонов. Поэтапно ведется интеграция системы взимания платы с Единым реестром административных правонарушений (ЕРАП) и в настоящее время на 8 участках, протяженностью 1,7 тыс. км нарушителей скоростного режима уже привлекают к административной ответственности.
«В рамках совершенствования нормативных документов до конца 2023 года будут актуализированы свыше 1 тысячи отраслевых документов, в том числе связанных с вопросами безопасности дорожного движения. В целях обеспечения безопасности на объездных дорогах нормативно закреплен вопрос по раздельному строительству дороги, что позволит снизить количество ДТП на временных объездных дорогах в реализуемых проектах. Первыми пилотными проектами станут “Актобе-Карабутак-Улгайсын” и “Караганда-Жезказган”, мы сейчас ведем разработку ПСД. В дальнейшем, независимо от интенсивности движения, между городами запланировано строительство более 4 тыс. км дорог с 4-х полосным движением», — подчеркнул представитель минтранспорта.
На сегодняшний день в рамках займов международных финансовых институтов проводится оценка безопасности дорог с помощью консультантов «EuroRAP». Проведение оценки безопасности дорог, предусмотрены в проектах реконструкции участка «Балхаш-Бурылбайтал» и «Кызылорда-Жезказган». До конца года на 10 участках протяженностью 2,3 тыс. км система также будет интегрирована с ЕРАП, что позволит снизить ДТП, связанные с превышением скоростного режима.
«Принимая во внимание состояние транспортных средств, влияющее на обеспечение дорожной безопасности, с начала года приостановлена деятельность 350 недобросовестных операторов технического осмотра, оформлен 131 административный материал с наложением штрафов. Проводится работа по увеличению штрафа в отношении операторов техосмотра с 10 до 150 МРП за проведение техосмотра без транспортного средства. Также будут введены штрафы в отношении владельцев транспортных средств за прохождение фиктивного техосмотра и оператора ЕИС «Техосмотр» за нарушение требований Правил организации и проведения техосмотра», — заявил спикер.
Талгат Ластаев обратил особое внимание на ряд вопросов, которые требуют принятия скоординированных действий.
Первое. Оказание первой медицинской помощи при ДТП в «золотом часе». Вдоль республиканских дорог имеется 40 трассовых медико-спасательных пунктов, которые эффективно себя зарекомендовали в части оперативности оказания первой медицинской помощи при ДТП. Необходимо дальнейшее развитие трассовых пунктов с учетом увеличения интенсивности движения.
Второе. Необходимо принять системные меры в отношении собственников домашних животных за бесхозный выпас скота на дорогах. С каждым днем растет количество ДТП по причине столкновения с животными. Акиматам необходимо активнее проводить разъяснительную работу с населением по правилам выпаса скота.
Третье. Охват сотовой и интернет связью вдоль дорог, что создает удобства для пользователей и оперативного принятия мер при ДТП. В пилотном режиме на реконструируемом участке «Кызылорда-Жезказган» предусмотрено устройство ВОЛС.
В подтверждение слов коллеги, глава МЧС Сырым Шарипханов рассказал об эффективности трассовых медико-спасательных пунктов. Их 40 по стране и каждый обслуживает территорию в радиусе 50 км от своего места расположения. И вот за 8 месяцев текущего года силами ТМСП совершены 884 выезда на ДТП, оказана помощь 1 127 гражданам, госпитализирован 881 человек. Также ТМСП оказывает медицинскую помощь обратившимся гражданам близлежащих населенных пунктов. С начала года оказана помощь 660 обратившимся, из них госпитализированы 116 человек. Но с 2011 года значительно развилась транспортная инфраструктура страны, увеличились потоки автотранспорта на дорогах. И ТМСП не покрывают опасные участки дорог.
«Для обеспечения реагирования ТМСП в течение «золотого часа», снижения уровня смертности, МЧС предусматривается поэтапное создание четырех пунктов в Актюбинской, Атырауской и Жамбылской областях. При осложнении обстановки на автодорогах и введении ограничения движения в связи с ухудшением погодных условий МЧС в оперативном порядке оповещает организации транспорта, автовокзалы и население с использованием всех имеющихся средств связи. За прошлый год свыше 1,5 тысяч раз объявлялись штормовые предупреждения, 642 раза закрывались автодороги республиканского значения и 623 раза областного значения. Обмен информацией с заинтересованными дежурными службами осуществляется в круглосуточном режиме», — доложил министр.
К примеру, прошлой зимой из снежных заносов спасательными подразделениями спасены свыше 2 тыс. и эвакуированы порядка 2,5 тыс. человек, вызвалены 575 единиц техники. В целях повышения уровня готовности Государственной системы гражданской защиты и населения к ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях зимнего периода и отработки практических навыков в ноябре запланировано проведение РКШУ «Қыс — 2023». Также запланировано проведение заседания Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на котором будут рассмотрены актуальные вопросы обеспечения безопасности граждан в зимний период.
В Туркестанской области за 8 месяцев т.г. количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 6,6%, погибших на 9,6%, раненых на 8,6%. Основными причинами ДТП глава региона Дархан Сатыбалды назвал «человеческие» факторы, т.е. превышение скорости, выезд на встречное движение и несоблюдение требований дорожных знаков. А также состояние дорог и их инфраструктура.
«В этом направлении ведется необходимая работа со стороны местного исполнительного органа. В частности, доля дорог областного значения в удовлетворительном состоянии на начало 2023 года составляла 92%, по итогам 2025 года планируется довести до 95%. В этом году в 37 местах вблизи социальных объектов установлены искусственные дорожные барьеры, нанесена разметка более 3 тысяч пешеходных переходов. В прошлом году в городе Туркестане установлены аппаратные программные комплексы на 26 перекрестках и 43 линейных участках, а также на 40 линейных участках автодорог республиканского и областного значения», — отметил аким области.
В настоящее время на дорогах региона выявлены наиболее опасные участки дорог, количество камер видеонаблюдения, автоматически выявляющих правонарушения, доведено со 138 до 203 единиц. До конца года планируется установить еще 63 комплекса «Мерген». Также на данных участках регулярно проводятся «точечные» профилактические мероприятия с участием личного состава Департамента полиции. С начала года подобные мероприятия проводились 37 раз, а в июне по области проведено мероприятие «Месяц без ДТП».
Но есть ряд проблем. По области наблюдается нехватка сотрудников патрульной полиции. Штат сотрудников личного состава в 3 раза ниже нормы положенности. Дополнительная потребность составляет 893 единицы. Кроме того, актуальным является вопрос улучшения материально-технической базы сотрудников патрульной полиции.
«Наблюдается нехватка служебных автомобилей, планшетов, видеожетонов. Еще одним актуальным вопросом для нашего региона является строительство объездных автодорог городов Шымкент, Туркестан и Сарыагаш. К примеру, на автодороге А-15 “Сарыагаш-Жетысай” проектная интенсивность движения составляет 3 тыс. автомобилей в сутки, фактически по этой дороге проходит более 20 тыс. автомобилей в сутки. Это, в свою очередь, негативно сказывается на количестве дорожно-транспортных происшествий», — сообщил аким.
Объездные автодороги позволят отделить «транзитные» транспортные потоки от местных и снизить риск возникновения аварийных ситуаций.