В Казахстане продолжается методичное устранение условий для коррупции в органах транспортного контроля

Одной из приоритетных задач Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК является профилактика и предупреждение коррупции в деятельности ведомства и его территориальных подразделений.

Антикоррупционный мониторинг показывает, что основной предпосылкой для коррупции в работе всех госструктур является прямой контакт должностных лиц с населением при осуществлении госконтроля и принятии решений. Не являются исключением и органы транспортного контроля.

Для искоренения коррупции в органах транспортного контроля требуется кардинальное изменение существующей системы путем внедрения передовых цифровых технологий, обеспечивающих автоматизацию процессов и поэтапный переход на дистанционную форму контроля.

Для этого Министерство продолжает развивать компоненты Интеллектуальной транспортной системы. Это поэтапная масштабная работа.

На первом этапе часть законодательных поправок была принята еще в 2019 годуПринятыми нормами был определен перечень оснований для остановки транспортного средства по требованию должностных лиц органов транспортного контроля, определяемых по показаниям Интеллектуальной транспортной системой.

В том же году инспекции транспортного контроля были оснащены видеожетонами, использование которых обязательно для сотрудников при проверке автомобилей и деятельности хозяйствующих субъектов.

Применение технических средств фиксации показало свою эффективность в пресечении коррупционных явлений на постах транспортного контроля. С 2019 года только в столице видеожетоны зафиксировали 10 фактов дачи взяток и 11 эпизодов получения взяток на постах транспортного контроля. Материалы были направлены в Антикоррупционную службу, виновные лица привлечены к административной и уголовной ответственности.

На втором этапе необходимые поправки в законодательные акты были приняты 2 января т.г. в рамках закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам восстановления экономического роста».

В рамках этого закона Министерство запустило Единую систему управления транспортными документами, которая позволила перевозчикам оформлять путевые листы и товарно-транспортныенакладные в электронной форме.

Кроме этого, Министерство планирует создание на автодорогах страны сети автоматизированных станций измерения весовых и габаритных параметров транспортных средств (АСИ), которые будут интегрированы в Интеллектуальную транспортную систему.

При этом административная практика по выявленным нарушениям будет осуществляться с помощью применением Аппаратно-программного комплекса без участия человека.

Для реализации данных мер по инициативе Министерство РК в декабре 2022 года принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта и недропользования».

В соответствии с этим законом установкой и обслуживанием АСИ на автодорогах международного и республиканского значения займется национальный оператор АО «НК «КазАвтоЖол», а на улицах населенных пунктов, областных и районных дорогах – акиматы.

Нормы закона введены в действие с 1 марта т.г., за исключением норм, устанавливающих компетенции местных исполнительных органов по установке и обеспечению функционирования АСИ, которые будут введены в действие с 1 января 2024 года.

Реализация вышеуказанных мер в целом способствует автоматизации весогабаритного контроля, минимизации административных барьеров и снижению человеческого фактора при проведении транспортного контроля. Кроме того, принятые меры позволят сделать контроль более эффективным. Автоматизированной проверкойполучится охватить порядка 90% находящихся в движении крупногабаритных и тяжеловесных автотранспортных средств.

В свете антикоррупционных шагов стоит упомянуть и о работе по совершенствованию разрешительной системы в сфере международных автомобильных перевозок грузов. Для этого министерством в 2020 году создана рабочая группа, в состав которой вошли представители заинтересованных госорганов, НПП «Атамекен» и организаций в сфере транспорта и логистики, в т.ч.союз международных автоперевозчиков грузов (КазАТО), также отечественные крупные перевозчики, это в свою очередь обеспечит прозрачность примимаемых решений Министерства. А в качестве наблюдателей включены сотрудники Генеральной прокуратуры и Агентства РК по противодействию коррупции.

С момента создания рабочей группы КазАТО участвует во всех принимаемых решениях по совершенствованию системы распределения и выдачи иностранных бланков-разрешений.

В 2021 году запущена новая система автоматического распределения бланков разрешений. Ежегодно за перевозчиком закрепляется гарантированное количество разрешений, которые он вправе получить по мере необходимости в течение года. В случае отсутствия закрепления ИБР выдается из резерва. При этом бланки распределяются в автоматическом режиме без участия человека.

Также, на сегодняшний день, Министерство совместно с КГД МФ РК запустили пилот проекта в рамках реинжиниринга бизнес-процесса по выдаче ИБР. На цифровой платформе CarGoRuqsatвыполняется выдача необходимых документов в онлайн-режиме при пересечении государственной границы с Китаем, тем самым позволит перевозчикам экономить время, снизить финансовые расходы и исключить риски перепрадажи ИБР между недобросовестными перевозчиками, тем самым повысить прозрачность распределения бланков.

22 февраля 2023г. введен в действие приказ министра индустрии и инфраструктурного развития РК «О внесении изменений в некоторые приказы Министра транспорта и коммуникаций и и.о. Министра по инвестициям и развитию РК». Этим актом ужесточены требования к получению допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, что в дальнейшем исключит получение ИБР фирмами-однодневками с использованием фиктивного парка автотранспортных средств.

Министерство РК планирует далее развивать Интеллектуальную транспортную систему, вводить новые, актуальные решения, которые в том числе направлены на устранение условий для коррупционных преступлений.