В настоящее время в системе среднего образования Республики Казахстан происходит системное обновление содержания, основной идеей которого является ориентированность на результаты обучения школьников, сообщают специалисты.
В связи с этим определены следующие ключевые подходы:
— достижение ожидаемых результатов через систему целей;
— таксонометрический подход к определению ожидаемых результатов;
— концентрический принцип изложения учебного материала;
— внутрипредметная и межпредметная интеграция учебного материала;
— деятельностный подход в обучении;
— критериальное оценивание учебных достижений учащихся.
В соответствии с названными подходами обновлены стандарты образования и учебные программы, в том числе программы для школьников с особыми образовательными потребностями, к числу которых относятся и дети с задержкой психического развития. Категория школьников с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуется значительным разнообразием возможностей усваивать содержание образовательного стандарта. Школьники испытывают существенные затруднения в усвоении учебных программ по основным общеобразовательным предметам, которые в каждом конкретном случае проявляются по-разному. Ученики склонны к накоплению пробелов в знаниях и являются группой риска приобретения стойкой неуспеваемости.
Трудности усвоения программного материала вызываются недостатками познавательных и социальных способностей, незрелостью произвольной регуляции деятельности и поведения. Успешность обучения школьников рассматриваемой категории обеспечивается индивидуальным подходом к ученику на уроке в ходе совместной деятельности с учителем. Одной из особых образовательных потребностей школьников рассматриваемой категории является регулярный контроль за соответствием объема и сложности учебного материала, предлагаемых ученику на уроке, его познавательным возможностям и реальным учебным достижениям. В свою очередь, регулярный контроль за соответствием объема и сложности учебного материала возможностям ученика является основой индивидуализации образовательного процесса.
Для удовлетворения названной образовательной потребности учитель должен систематически отслеживать процесс и результаты усвоения школьниками умений и навыков по основным учебным предметам с помощью педагогической диагностики. Особенно важно, чтобы пробелы в знаниях не возникали в младших классах, когда закладываются базовые знания и умения, общеучебные навыки, формируется учебная мотивация и активная позиция школьника, без которых становится невозможным успешное обучение в основной школе. До настоящего времени остаются непредставленными в специальной литературе процедура педагогической диагностики учебных достижений школьников с задержкой психического развития и её инструментальное обеспечение.
Более подробно об этой проблеме вы можете узнать, ознакомившись с Методическими рекомендациями «Методика педагогической диагностики (текущего контроля) учебных достижений младших школьников с задержкой психического развития», опубликованными на сайте ННПЦ РСИО.