Дети с СДВГ обычно используют меньше местоимений и союзов — специалисты

Формирование учебных навыков у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью чаще всего страдают ещё до начала школьного обучения, и это становится основой для развития различных специфических расстройств обучения. Об этом сообщают специалисты Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.

По разным источникам порядка 60% детей имеют расстройства артикуляции и экспрессивной речи. Помимо этого имеют место трудности с использованием речи в повседневных ситуациях: избыточная и громкая говорливость, частое перескакивание на другую тему в разговорах, неумение слушать, перебивание других, завязывание разговоров в неподобающих ситуациях.

Дети с СДВГ обычно используют меньше местоимений и союзов, что затрудняет понимание их высказываний.

Согласно некоторым исследованиям гиперактивные дети повышенно подвержены хроническим инфекциям верхних дыхательных путей, астме и аллергическим реакциям.

Сведения о более частых случаях энуреза и других проблем с естественными отправлениями противоречивы. Весьма распространены проблемы со сном в виде нежелания ложиться спать и сокращения общего времени сна. У детей с СДВГ выше частота тиков — внезапных повторяющихся неритмичных движений или звуков, таких как мигание, гримасничанье, «прочищение горла» и др.

Импульсивность и опасное поведение детей повышает риск получения различных травм, вплоть до весьма серьёзных с последующим развитием посттравматического стрессового расстройства.

Семьи детей с СДВГ испытывают много трудностей с внутренними взаимодействиями, что может проявляться общей негативностью, непослушанием детей, сверхконтролем родителей, конфликтами между братьями и сестрами. Наиболее общими проблемами родителей являются депрессии у матерей и антисоциальное поведение (например, злоупотребление психоактивными веществами) у отцов. Нередко и у самих родителей могут обнаруживаться симптомы СДВГ и сопутствующих расстройств. Конфликт между этими детьми и их матерями особенно выражен именно в дошкольном возрастном периоде.

Дети с гиперкинетическим расстройством редко достигают компромисса или делятся чем-либо в отличие от большинства других детей. Они зачастую надоедливы, упрямы, социально «неуклюжи» и нечувствительны. При этом им свойственны социальная заметность, звучность, активность и быстрота реакций. Их социальная активность обычно не вполне уместна по стилю, содержанию и времени проявлений, что часто рождает непонимание и неприятие со стороны других детей. Дети с СДВГ оценивают свое поведение выше, чем оно воспринимается другими, и могут быть озадачены отрицательной реакцией окружающих. В итоге такие дети нередко нелюбимы и коллективно отвергаемы сверстниками, имеют мало друзей и часто несчастливы.

Во многих ситуациях среднее функционирование детей с СДВГ лишь немногим ниже, чем у других, но отмечается ненормально высокая вариабельность их работоспособности в зависимости от времени, поставленной задачи и ситуации. Ребенок может внимательно смотреть любой видеофильм, но неспособен сосредоточиться на картинках в журнале, если его попросить сделать это, может прибежать, когда его зовут к столу, а на следующий день будто и не слышать зова. Эта вариабельность и выделяет их среди сверстников.