В последнее время большое внимание уделяется развитию инклюзивного образования. Однако, развитие системы специального образования не менее важно для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. РГУ Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования обеспечивает мониторинг развития сети специальных организаций образования в регионах. В целом, за последние пять лет их количество выросло более чем на 30 единиц, сообщают специалисты центра.
Специальные организации образования – организации, созданные для диагностики и консультирования, обучения и воспитания, оказания психолого-педагогической поддержки детям с нарушениями в психофизическом развитии. Специальные организации образования, решая с общеобразовательной организацией общие задачи, одновременно выполняют специфические, направленные на восстановление утраченных функций задачи.
Прием, направление и перевод детей в специальные организации образования проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» исключительно на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.
К специальным организациям образования относятся:
1) психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Основная роль ПМПК – это оценка образовательных потребностей и определение вида образовательной программы для детей, а также консультирование родителей и педагогов. Обращаться можно всем желающим, а также по рекомендации организаций образования и здравоохранения.
2) кабинеты психолого-педагогической коррекции (КППК). Открываются в районных центрах. Основная задача – проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми от 0 до 18 лет. Принимается дети по направлению ПМПК.
3) реабилитационные центры (РЦ). Создаются в областных центрах. Основная задача — проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми от 0 до 18 лет. Принимается дети по направлению ПМПК.
4) специальные детские сады. Основная задача –воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от года до достижения школьного возраста. Принимается дети по направлению ПМПК.
5) специальные школы и школы-интернаты — реализуют специальные программы начального, основного среднего и общего среднего образования. При этом обеспечивают специальные условия, включая технические, вспомогательные средства, а также медицинские услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ. Принимается дети по направлению ПМПК.