Детский аутизм и расстройство рецептивной речи: Отличительные критерии

Довольно актуальной проблемой дифференциальной диагностики нарушений развития у детей остаётся отграничение расстройств аутистического спектра (РАС) от расстройств рецептивной речи (РРР), при которых страдает преимущественно понимание обращённой речи. Специалисты Национального научно-практический центра развития специального и инклюзивного образования отметили некоторые отличительные критерии этих состояний.

1. Понимание речи.

РАС: неравномерное, лучше проявляется в ситуациях, связанных со специфическими интересами ребёнка.

РРР: стабильно нарушено, может облегчаться при наглядном подкреплении речевых обращений.

2. Внимание к речи.

РАС: недостаточное из-за сниженной потребности в общении.

РРР: стабильно снижено, ухудшается по мере физического утомления и речевой нагрузки извне.

3. Эхолалии (повторение слов и выражений за окружающими).

РАС: воспроизведение приближено к оригиналу.

РРР: характерно ухудшение звукопередачи при повторных воспроизведениях.

4. Повторяющееся поведение.

РАС: имеет стойкий тотальный характер.

РРР: носит нестойкий фрагментарный характер.

5. Динамика развития речи.

РАС: постепенное расширение словаря и диапазона доступных команд при сохраняющейся социально-коммуникативной некомпетентности.

РРР: медленное пополнение словаря, использование словесных «штампов», стойкие трудности в восприятии новых слов и фраз.

«Наиболее эффективная диагностика данных нарушений может проводиться в условиях ПМПК за счёт комплексной оценки состояния ребёнка специалистами медицинского и психолого-педагогического профиля», — отмечают специалисты.

Справочно:

Расстройство аутистического спектра  — нейроонтогенетическое расстройство, расстройство психического развития. Три основных признака: дефицит способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, ограниченные интересы, часто повторяющиеся поведенческие действия.

Расстройство рецептивной речи представляет собой специфическое нарушение речевой функции ребёнка, при котором на фоне сохранной функции слухового аппарата и нормального умственного развития ребёнок плохо понимает обращённую к нему речь.