
В календаре национальных праздников и памятных дат многих стран мира немало интересных по содержанию, познавательных и полезных праздников.
В некоторых странах, особенно в Японии, проводятся на различных уровнях экологические праздники: национальный праздник цветения сакуры, день зелени; в Китае – День посадки деревьев, Праздник фонарей, драконьих лодок; в США — день памяти Элвиса Пресли; в Турции – Фестиваль Мевляны (Руми) в Конье, фестиваль винограда в Манисе; в России – День памяти Пушкина А. С., день Кирилла и Мефодия как день славянской письменности и культуры; также хотелось отметить День народного эпоса «Калевала» в Финляндии; День эпоса «Манас» в Кыргызстане; Неделя древнеиндийского эпоса “Рамаяна” в Индии; Туманяновские дни в Армении и множество других праздников.
В современном Казахстане в целом сформировался разноформатный перечень государственных и национальных праздников. Реестр праздников также дополнен профессионально-отраслевыми, историко-культурными, спортивными праздниками и памятными датами.
В этой связи было бы уместно рассмотреть вопрос о дополнении перечня государственных, национальных праздников еще одной сакральной и важной памятной датой – 10 августа, в день рождения Абая Кунанбаева – День Абая.
Данный историко-культурологический акт стал бы существенным вкладом в системной популяризации культурного наследия великого поэта, в ознаменование его весомых исторических заслуг в духовном развитии казахского народа. Подобное признание личности великого поэта на национальном уровне также стало бы логическим продолжением и дальнейшим развитием качества юбилейных мероприятий по случаю 175-летия Абая Кунанбаева.
«Путь к цивилизации для казахского народа – это путь Абая… Абай – это целая планета вселенской духовности, гениальное выражение мудрости казахского народа, его зрячее око, отзывчивое сердце», – констатировал классик казахской литературы Мухтар Ауэзов, заканчивая свой знаменитый роман «Путь Абая».
«Мир Абая – наша путеводная звезда. Она не позволит нам сбиться с пути. По ней мы определяем свои главные ориентиры», – писал Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Н. А. Назарбаев в своем «Слове об Абае».
«…Абай будет всегда жить вместе со своим родным народом и на протяжении веков будет призывать казахскую страну и народ к новым высотам и достижениям…»
«…Прежде всего мы должны пропагандировать Абая как культурный капитал нации. Поэтому Абай как бренд нового Казахстана необходимо широко презентовать мировому сообществу. Это священный долг нынешнего поколения…»
«…В год 175-летия Абая мы придаем особое значение тем мероприятиям, которые помогают возрождать общественное сознание и придадут импульс развитию единой страны, единой нации.
Я считаю, что наша главная цель в этом году – отчет всего народа перед учителем нации!»
Именно так обозначил значение духовного наследия Абая Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в центральной юбилейной статье «Абай и Казахстан в XXI веке».
Увековечение имени Абая в таком формате как бережный исторический и сакральный акт перед памятью великого сына казахского народа послужит также и как определенный шаг покаяния и благодарности современного, независимого Казахстана перед историческими, гуманитарными, человеческими заслугами своих достойных деятелей всех времен и эпох.
Учитывая определенный интересный и креативный опыт празднования памятных дат, связанных с именами великих деятелей в мире, Европе, других странах, было бы уместно:
— приурочить ежегодное присуждение Государственной премии им. Абая к этой дате, т. е. 10 августа;
— 10 августа также давать старт успешному проекту прошлого года, поддержанному Президентом страны К. Токаевым, – челленджу по чтению стихов и «Слов назидания» Абая;
— в Семее, в одном из сакральных центров духовности страны, учредить комплексный культурологический фестиваль Абая (как на Стратфорд-на-Эйвоне, на родине У. Шекспира) и запускать его традиционно 10 августа и т. д.
В этой связи важно реализовать комплекс мероприятий по популяризации и актуализации творческого наследия Абая в современных технологичных, главное, прагматичных форматах. Ибо на фоне определенных вызовов нашего времени, сакральности самого понятия памяти любые проявления пафоса, вариантов расточительства выглядят крайне неуместными. Этому нас учит мудрость Абая.