Экономика

За первый квартал 2023 года в машиностроительную отрасль Казахстана было привлечено $208 млн прямых иностранных инвестиций

На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова были рассмотрены меры по дальнейшему развитию отрасли машиностроения. С докладами выступили министры индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, энергетики — Алмасадам Саткалиев, заместитель председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Ерканат Маканов. Об этом сообщает пресс-служба Премьер-Министра РК.

По словам министра индустрии и инфраструктурного развития М. Карабаева, сегодня доля машиностроения в структуре экономики занимает 1,5%, а в обрабатывающей промышленности – 13%. В отрасли в настоящее время действуют порядка 3 тыс. 800 предприятий, число занятых составляет более 118 тыс. человек.

За последние 5 лет реальный рост отрасли составил 2,3 раза, при этом наибольший рост приходится на автомобилестроение (4,7 раза).

По итогам 2022 года в машиностроение привлечено порядка $500 млн прямых инвестиций, что является рекордным. За 1 квартал 2023 года ПИИ в отрасли уже достигли $208 млн.

«Необходимо отметить, что среди отраслей обрабатывающей промышленности машиностроение является самой динамично развивающейся. Если за последние 5 лет средний темп роста обрабатывающей промышленности составлял 4,5%, то машиностроение показало рост в 17,6%. Динамика роста наблюдается и в текущем году, ИФО по итогам 6 месяцев составило 128,8%, произведено продукции на сумму 1 трлн 800 млрд тенге», — сообщил М. Карабаев.

С учетом постепенного выхода на мощности действующих производств объемы будут далее наращиваться. Большой акцент уделяется новым проектам. Так, до 2028 года запланировано реализация 151 проекта на 1 трлн 700 млрд тенге. Из них в 2023 году ожидается реализация 29 проектов на 217 млрд тенге.

В числе запланированных к реализации проектов есть совместные проекты с партнерами из России, Китая и Узбекистана. Совместно с Узбекистаном организовано производство автомобилей (Chevrolet ONIX), реализуются проекты по бытовой технике и лифтам.

«С российскими партнерами будем увеличивать производство алюминиевых дисков, а также комплектующих (пружины для подвижного ж/д состава, колесные пары и т.д.) для сектора железнодорожного машиностроения. Инвесторы со стороны Китая поспособствуют развитию производства буровых установок и сельхозтехники (LOVOL)», — отметил М. Карабаев.

Вместе с тем, развитие железнодорожного машиностроения будет направлено на решение задач насыщения рынка грузовыми, пассажирскими вагонами и локомотивами, в том числе совместно с инвесторами из Швейцарии (Stadler), США (Wabtec) и Франции (Alstom).

К примеру, Stadler до 2030 года произведет 537 единиц пассажирских вагонов нового поколения с использованием отечественных компонентов, таких как тележка, сварной кузов вагона, климатическая установка, а также порядка 20 элементов интерьера, экстерьера и электрооборудования (электрошкафы, кабеля, кровати, кресла, двери, выдвижные подножки, окна, кронштейн, трубы и т.д.).

ЗИКСТО будет произведено 307 пассажирских вагонов повышенной комфортности. До 2030 года будет увеличена локализация по всем направлениям железнодорожного машиностроения.

По словам министра индустрии и инфраструктурного развития, реализация крупных проектов по производству стальных заготовок обеспечит машиностроителей необходимым сырьем. В настоящее время в производстве используется российская заготовка, и с запуском проектов отечественное производство будет основано на казахстанской стали.

В секторе сельскохозяйственного машиностроения на текущий год запланировано производство 5 тыс. тракторов и 900 комбайнов.

«В настоящее время производимая техника основана на крупноузловой сборке, и мы нацелены на планомерном переходе предприятий на метод мелкоузловой сборки. Дальнейшее развитие сектора будет сфокусировано на наращивании производства навесной и прицепной техники, производство которых не в полной мере покрывает потребность внутреннего рынка. Расширение номенклатурного ряда техники позволит увеличить уровень локализации и нивелировать импортозависимость сектора», — пояснил М. Карабаев.

В Костанайской области уже налажено производство кабин для тракторов. Примером активного развития кооперационных связей является ТОО «Казрост». При производстве зерноуборочных комбайнов и тракторов применяются отечественные аккумуляторы (ТОО «Кайнар-АКБ»), тележки для перемещения жаток (ТОО «КАИК»), топливные баки, балансирующие противовесы (АО «Тыныс»), воздушные фильтры (ТОО «КАЗТЕХФИЛЬТР»), жатки валковые (ТОО «ДонМар») и другие компоненты.

В городе Костанай на площади 50 тыс. квадратных метров создан Локализационный центр, где налажен цех порошковой окраски, цех сварки с прессово-сварочным участком, а также листогибочный тандем заготовительного цеха.

Как проинформировал глава ведомства, по итогам 2022 года на внутреннем рынке было реализовано 150 тыс. автомобилей, из которых 103 тыс. единиц произведены отечественными компаниями.

«Этот год является ключевым, с точки зрения пересмотра политики в отношении автопроизводителей. В данном секторе перед нами стоят 3 задачи. Первое – расширение модельного ряда выпускаемых автомобилей. Сейчас идет строительство двух автомобильных заводов. Второе – развитие мелкоузловой сборки. Для этого мы уже принимаем меры по повышению требований к автопроизводителям по локализации и переходу на мелкоузловую сборку транспортных средств. Третье – создание компонентной базы. Сейчас действуют предприятия по выпуску колесных дисков, аккумуляторов, которые в настоящее время проходят процесс омологации для установки на отечественные автомобили», — пояснил М. Карабаев.

В рамках углубления уровня локализации планируется развитие автокомпонентной базы – автомобильных сидений, мультимедийной системы, подкрылок, брызговиков и шин. Для этого уже начато строительство соответствующих производств.

В секторе электротехнического машиностроения Alageum Electric производит трансформаторы, полностью обеспечивая потребность внутреннего рынка. Такие предприятий как Казэнергокабель, Евразкабель поставляют на рынок востребованную кабельную продукцию.

Еще одним важным направлением сектора является – производство бытовой техники. В настоящее время компания «Алматы тұрмыстық техника» наладило выпуск электрических плит и духовок под брендом Dauscher (Даушер).

К примеру, в этом году запланирована реализация проекта по бытовой технике в городе Сарань, Карагандинской области. Это не только даст импульс развитию отрасли, но и внесет лепту в возрождение моногорода.

Потенциал рынка ЕАЭС составляет порядка $11 млрд. Потенциал рынка Казахстана по бытовой технике составляет $1,2 млрд.

При реализации проектов планируется обеспечить внутренний рынок продукцией на $250 млн и увеличить экспорт на более $100 млн.

В секторах нефтегазового и горнометаллургического машиностроения имеются мощности по выпуску насосов и компрессоров, клапанов, запорной арматуры, гидравлического и пневматического оборудования, однако, отсутствие заказов от недропользователей сдерживает потенциал предприятий.

Так, в закупках недропользователей (ТПИ и УВС) товары машиностроения занимают 54%. С 2019 по 2022 год объем закупок товаров машиностроения увеличился на 8% (с 916,1 млрд тенге до 990 млрд тенге), при этом доля местного содержания уменьшилась с 12,6% до 9,9%.

По итогам 2022 года общий импорт нефтегазового и горнометаллургического машиностроения достигает $1,6 и $1,1 млрд соответственно.

«Для исправления ситуации нами начата работа по изменению законодательства. Основным направлением развития данных cекторов будет сфокусировано на инструментах долгосрочных оффтейк – контрактов, договоров с крупными игроками нефтегазового сектора и недропользователями ТПИ с условиями выполнения встречных обязательств», — отметил М. Карабаев.

В целях дальнейшего качественного развития отрасли согласно поручению Главы государства разработан проект Комплексного плана развития машиностроения на 2024–2028 годы.

В рамках документа обозначены следующие задачи:

Первое – улучшение базовых условий через обеспечение производителей исходными материалами, развитие кадрового потенциала и НИОКР.

Второе – продвижение отечественной продукции через стимулирование сбыта машиностроительной продукции и совершенствования системы технического регулирования.

Третье – развитие приоритетных секторов машиностроения с фокусом на каждый сектор.

Планомерная реализация Комплексного плана позволит к 2028 году достичь следующих целевых индикаторов:

  • увеличение объемов производства продукции в 2,2 раза;
  • роста производительности труда в 1,9 раз;
  • увеличение объемов экспортных поставок до $5,7 млрд;
  • рост инвестиций в отрасль в 1,5 раз.

Как заключил М. Карабаев, Комплексный план обеспечит системный подход к реализации потенциала отрасли в полной мере и долгосрочное ее развитие.

В свою очередь министр энергетики А. Саткалиев сообщил, что по итогам 2022 года, общий объем закупок товаров, работ и услуг недропользователей энергетического сектора составил 5,7 трлн тенге. 77% объемов закупок приходится на Операторов крупных нефтегазовых проектов (ТШО, КПО, НКОК); 12% на группу компаний Фонда «Самрук-Казына»; 11% на остальных недропользователей.

«Среднеотраслевой показатель доли казахстанского содержания за 2022 год составил 59,74% на сумму 3,4 трлн тенге, в том числе: товары – 27,3% , работы – 77,0% , услуги – 50,2%. По итогам 1 квартала 2023 года общий объем закупа ТРУ составил 1,5 трлн тенге, среднеотраслевой показатель доли казахстанского содержания составил 55,97% на сумму 832,24 млрд тенге. В том числе: товары – 58,68 млрд тенге или 27,53%; работы – 479,23 млрд тенге или 76,13%; услуги – 294,33 млрд тенге или 45,68%», — пояснил министр энергетики.

В целях увеличения доли казахстанского содержания в товарах на крупных проектах был создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения.

Центром посещены 123 отечественных производителя (заводов) и определены 7 товарных групп востребованной продукции в долгосрочной перспективе на всех крупных проектах на сумму порядка $400 млн. На эти 7 товарных групп приходится 40% всех закупок крупных Операторов.

Дополнительно в 2023 году определены 5 товарных групп: Погрузочно-разгрузочное оборудование и материалы, Теплообменники / Теплообменное оборудование, Противопожарное оборудование, Химикаты / Масла / Краски, Изоляционные и огнеупорные материалы.

Также Центром ведутся переговоры с международными производителями нефтегазового оборудования по локализации производств и трансферту технологий.

В частности, подписано 16 меморандумов и соглашений с мировыми производителями оборудования, запущено 4 – новых производств с Honeywell (США), PetrolValves (Италия), Sigma Solutions, Emerson (США) по выпуску детекторов газа, шкафов систем управления взрывозащищенного исполнения, электрораспределительных коробов и насосов, а также датчиков давлений. Работа в данном направлении продолжается.

В результате совместной работы Министерства, ТОО «PSA» и Центра в 2022 году Операторами присуждено отечественным производителям порядка 55 контрактов на сумму свыше $160 млн.

На крупных проектах внедрены механизмы поддержки местных товаропроизводителей, такие как «Ранний тендер», «Пробный заказ» и «Контракт в обмен на инвестиции».

Так, в рамках механизма «Ранний тендер» было заключено 20 долгосрочных контрактов, из которых 9 на Карачаганаке и 11 на Кашагане.

По механизму «пробный заказ» КПО размещено 10 пробных заказов, из которых заключено 4 долгосрочных контракта с отечественными производителями.

Компанией НКОК за период 2022-2023 гг. размещено 10 пробных заказов.

А. Саткалиев подчеркнул, что на сегодня имеется потенциал увеличения доли казахстанского содержания в товарах.

Для этого Министерством, ТОО «PSA» и Центром будут приняты следующие меры:

Первое – начата проработка с крупными Операторами вопросов внесения изменений в положение Тендерных процедур для обеспечения максимального вовлечения отечественных производителей. В частности, предлагается упростить процедуры для заключения долгосрочных контрактов путем отбора после верификации отечественных производителей со стороны Центра.

Второе – практические применения механизма «Контракт в обмен на инвестиции» с присуждением долгосрочных заказов отечественным производителям, а также международным компаниям взамен на локализацию производств на территории РК.

Третье – локализация новых производств по таким товарам как механические уплотнения, предохранительные клапана, насосы, фланцы и других.

Заместитель председателя правления Союза машиностроителей Казахстана Ерканат Маканов проинформировал, что за 2022 и 2023 годы в машиностроении реализованы такие значимые проекты, как производство вагонов-термосов с увеличенной грузоподъемностью (Cool infinity, СКО), автомобильные шины для повышения локализации в автомобильной промышленности (KamaTyresKZ, Сарань), мобильные буровые установки.

В среднесрочной перспективе планируется ввести ряд новых проектов. К примеру, завод по производству кузнечно-бандажного комплекса (Railcast systems, Экибастуз), бытовой техники (SILK ROAD ELECTRONICS, Сарань), производство насосного оборудования, асинхронных электродвигателей (KARLSKRONA LC AB, Алматинская область), производство конических башен для ветроэнергетических установок (Manufacturing – United Energy Qazaqstan, Караганда).

Для дальнейшего развития машиностроения предлагается следующее:

1. Обеспечение сырьем и материалами отрасли машиностроения в соответствии со ст. 60 Закона РК «О промышленной политике».

«Решение мы видим через стимулирование к переработке твердых полезных ископаемых до производства первичных металлов и обеспечение отечественным сырьем предприятий отрасли машиностроения и металлообработки, а также через освобождение от уплаты НДС при импорте металлопродукции, не производимой в РК (НДС будет уплачен по факту реализации готовой машиностроительной продукции)», — отметил Е. Муканов.

2. Стимулирование спроса на отечественную машиностроительную продукцию в рамках регламентированных государством закупок в соответствии со ст. 46 Закона РК «О промышленной политике».

Предлагаются следующие механизмы:

  1. Заключение долгосрочных договоров на производимую продукцию машиностроения в Республике Казахстан с встречными обязательствами по повышению локализации
  2. Реализация механизма заключения оффтейк-контрактов недропользователями и субъектами естественных монополий с взаимным признанием ранее заключенных оффтейк-контрактов на идентичную продукцию в рамках Программы АО «Самрук-Казына».

Данные меры предусмотрены в проекте Комплексного плана развития машиностроения. Они позволят нарастить собственное производство, сократить импорт и повысить конкурентоспособность наших товаропроизводителей.

Еще новости

Back to top button