На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Алихана Смаилова рассмотрен актуализированный комплекс мер по контролю и снижению уровня инфляции на 2023-2024 годы. С докладами выступили заместитель Премьер-Министра-министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, министры национальной экономики Алибек Куантыров, сельского хозяйства — Ербол Карашукеев, сообщает пресс-служба Премьер-Министра РК.
Министр национальной экономики РК Алибек Куантыров сообщил, что в течение 2022 года экономика Казахстана продолжила функционировать в условиях растущего инфляционного давления, достигнув пиковых значений к концу года до 20,3%.
Причина роста инфляции – повышенный спрос на товары как на внутреннем, так и на внешних рынках, а также их дефицит, в связи с потоком мигрантов.
Основной вклад в ускорение инфляции продолжают вносить продовольственные товары, в том числе СЗПТ.
Ключевыми трендами 2023 года являются:
- снижение среднегодового уровня глобальной инфляции с 8,8% в 2022 г. до 6,6% в 2023 г.;
- «открытие» Китая – позволит обеспечить порядка половины глобального роста экономики;
- повышение базовых ставок центральными банками для борьбы с инфляцией;
- ослабление узких мест в глобальных цепочках поставок;
- сохранение геополитического напряжения.
Утвержденный Комплексный план состоит из 67 мероприятий, из которых 20 исполнено, реализация 47 мероприятий продолжится в 2023 и 2024 годах.
В рамках актуализации Комплекса мер Министерством совместно с заинтересованными госорганами выработаны 46 новых мер, в основном, направленных на увеличение объемов производства продукции.
«Правительство ставит перед собой задачу удержания инфляции в границах целевого коридора и недопущения дефицита товаров. Актуализированный Комплекс мер будет реализовываться по 5 направлениям и состоит из 93 мероприятий оперативного и среднесрочного характера, предусматривающих увеличение объемов производства продукции, меры в области хранения, логистики товаров, розничной торговли товарами, контроль ценообразования, антимонопольное и внешнеторговое регулирование, а также системные меры», — проинформировал А. Куантыров.
Первым направлением Комплекса мер является «Увеличение объемов производства продукции», которое включает в себя меры по переформатированию работы стабилизационных фондов в части перехода от прямого закупа к заключению форвардных договоров между СПК и СХТП. Кроме того, начнется реализация проекта по повышению доходов сельского населения «Ауыл Аманаты» с выдачей 17 тыс. льготных микрокредитов и созданием 18 тыс. рабочих мест в текущем году.
Путем льготного финансирования 24 проектов по созданию новых и расширению действующих молочно-товарных ферм будет тиражирован опыт СКО.
В целях покрытия потребности внутреннего рынка продолжится реализация импортозамещающих проектов по производству строительных материалов, товаров легкой, химической и фармацевтической промышленности.
Также в текущем году начнется реализация 19 проектов по производству мяса птицы и 17 проектов по переработке мясной продукции, что позволит произвести 250 тыс. тонн мяса птицы и 32 тыс. тонн мясной продукции.
«Хранение, логистика и транспорт» – это второе направление Комплекса мер, в рамках которого предусматривается реализация инвестиционных проектов по хранению картофеля и овощей.
Как отметил министр нацэкономики, для проведения эффективных товарных интервенций в период межсезонья предусматривается обеспечение загруженности стабфондов.
Продкорпорацией будет осуществлен закуп сырья для дальнейшей реализации перерабатывающим предприятиям.
В целях расширения географии транзитных потоков будут проработаны новые транспортные маршруты и увеличена доля отечественных перевозчиков грузов автомобильным транспортом с 30 до 50%.
Третье направление «Розничная торговля товарами». Контроль торговой надбавки будет осуществляться путем выявления непродуктивных посредников посредством использования данных электронных счетов фактур операторами фискальных данных и обеспечения эффективной деятельности региональных комиссий.
Продолжится работа по заключению соглашений между крупными производителями и торговыми сетями о снижении и поддержании цен на СЗПТ, проведению еженедельных сельскохозяйственных ярмарок.
Будет создан Ситуационный центр по анализу и прогнозированию цен на базе АО «KazTrade», что позволит выявлять факторы риска роста цен и, соответственно, принимать меры превентивного характера.
«Контроль ценообразования, антимонопольное и внешнеторговое регулирование» – это четвертое направление Комплекса мер.
Предусмотрены меры по стабилизации цен на СЗПТ, ГСМ, уголь и лекарства. При этом будет продолжена работа по обеспечению полноценной реализации законодательной функции по осуществлению контроля за соблюдением 15% торговой надбавки на СЗПТ, а также проводиться постоянный мониторинг цен на СЗПТ и при необходимости приниматься меры оперативного реагирования.
Будут приняты законодательные поправки, направленные на повышение прозрачности процедуры закупок субъектов естественных монополий и их ответственности.
В рамках пятого направления планируется мониторинг инфляции на основе альтернативных данных.
Будет осуществлен переход от традиционного бумажного обследования респондентов на компьютеризированную систему сбора данных с использованием цифровых решений.
Поддержка социально-уязвимых слоев населения будет обеспечена посредством реализации механизма дифференцированной компенсации затрат на коммунальные услуги для различных категорий населения.
«Продолжится работа по предоставлению через Фонд развития промышленности доступного финансирования для проектов в обрабатывающей промышленности. а также по созданию Единой информационной системы – «Национальная товаропроводящая система», — добавил А. Куантыров.
В целях производства продукции среднего и высокого переделов будет обеспечена поставка базовых материалов, добываемых и производимых на территории страны со скидкой для потребности внутреннего рынка.
Также будут пересмотрены меры поддержки экспортеров с акцентом на товары высоких переделов.
Правительство Республики Казахстан ставит перед собой цель:
- удержать инфляцию в целевом коридоре;
- не допустить дефицит товаров путем применения мер государственного регулирования, увеличения производства, внешнеторгового регулирования;
- стабилизации цен и улучшения бизнес-климата, в том числе инвестиционного.
В свою очередь министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев отметил, что в проекте Комплекса мер по контролю и снижению инфляции на 2023-2024 годы за Министерством закреплено исполнение 31 мероприятия, из них 10 оперативных и 21 среднесрочных.
Из 31 мероприятия 24 направлены на увеличение объемов производства продукции, 4 — хранение товаров, 3 — системные меры.
«С начала текущего года была переформатирована работа стабфондов в части форвардного закупа осенних и ранних овощей для реализации в межсезонье. Внедряется предоставление оборотных средств для перерабатывающих предприятий на закуп сырья (сахзаводы, крупорушки и маслозаводы). Отдельно прорабатывается финансирование через механизмы господдержки и реализации удешевленного зерна (макаронные изделия, хлеб, молоко и молочная продукция, говядина, мясо птицы и яйца). Завершено реформирование системы субсидирования АПК, направленное на обеспечение прозрачности, доступности субсидий малым и средним хозяйствам, а также на снижение коррупционных рисков и внедрение встречных обязательств для получателей субсидий. Завершается процедура согласования новых правил субсидирования», — пояснил Е. Карашукеев.
Что же касается увеличения площадей раннеспелых овощей, то работа в текущем году уже проведена. Так, по данным МИО сформирована структура посевных площадей. Согласно ей площадь раннеспелого картофеля увеличена до 10,6 тыс. га, капусты до 8,3 тыс. га, моркови до 2,2 тыс. га, лука до 3,3 тыс. га.
Ведется работа по выделению из РБ – 70 млрд тг на увеличение уставного капитала Продкорпорации для осуществления форвардного закупа зерна в объеме 800 тыс. тонн. Разработаны ФЭО и ГИП, а также данный вид финансирования включен в Концепцию развития АПК.
Для увеличения объемов производства продукции АПК планируется реализация 65 МТФ на 57,6 тыс. голов мощностью 373 тыс. тонн молока в год, строительство маслоэкстракционного завода мощностью переработки 1000 тонн масличных семян в сутки и тепличного комплекса по выращиванию овощей мощность 6,4 тыс. тонн (томаты), 10 проектов по производству мяса птицы и 8 проектов по переработке мясной продукции.
По словам министра сельского хозяйства, для обеспечения загруженности стабфондов был пересмотрен принцип их работы. Так, акиматами определяется потребность региона до 50% от 3-х месячной потребности населения (городского и общего) на основе регионального спроса. СПК осуществляет форвардный закуп с условием хранения овощей до начала реализации продукции у СХТП.
Предусматривается переформатирование «оборотной схемы» на производителей социально-значимых продовольственных товаров, т.е. 70 (семьдесят) процентов финансирования будет выделятся сельхозтоваропроизводителям и перерабатывающим предприятиям.
В соответствии с поручением Главы государства прорабатывается вопрос усиления координации работы Продкорпарации со стабфондами СПК для закупа и интервенций продовольственных товаров.
«По ряду среднесрочных мероприятий ведется планомерная работа. Начата реализация проекта по повышению доходов сельского населения «Ауыл Аманаты». В этом году предусмотрено 100 млрд тг, что позволит выдать более 17 тыс. льготных микрокредитов сельскому населению под 2,5% и создать свыше 18 тыс. рабочих мест на селе», — сообщил Е. Карашукеев.
Помимо микрокредитования, также планируется тиражировать успешный опыт Северо-Казахстанской области по реализации крупных инвестиционных проектов в сфере АПК. На реализацию данной программы из средств республиканского бюджета одобрено выделение бюджетного кредита также в сумме 100 млрд тг, за счет которых под 2,5% годовых будет профинансировано строительство молочно-товарных ферм.
В дальнейшем планируется увеличить пул инвестиционных проектов по мясу птицы, интенсивному орошению, хранилищам, аквакультуре (рыба). Дополнительная потребность в финансировании составляет 300 млрд тг на 2024-2025 годы.
Вопрос импортозамещения по основным продовольственным товарам решается комплексно путем реализации 900 инвестиционных проектов в сфере АПК до 2026 года на общую сумму 2,8 трлн тг.
В 2023 году запланирована реализация 291 проектов на сумму 536,2 млрд тг, в том числе:
- 6 проектов по производству продуктов питания на сумму 3,9 млрд тг;
- 119 проектов в сфере животноводства на сумму 155,2 млрд тг;
- 75 проектов в сфере растениеводства на сумму 122,7 млрд тг;
- 25 проектов в сфере переработки животноводства на сумму 27,9 млрд тг;
- 20 проектов в сфере переработки растениеводства на сумму 35,9 млрд тг.
Реализуются мероприятия по внедрению хозяйствами научно-обоснованных севооборотов, составлению планов диверсификации посевных площадей, проверки договоров аренды земель на предмет их соответствия требованиям земельного законодательства и т.д. в рамках Дорожной карты по развитию кормопроизводства на 2022-2025 годы.
Планируется создание животноводческого комплекса на 10 тыс. голов скота (убойный цех, охлаждаемые склады, холодильные камеры) с последующей глубокой переработкой мяса (консервный цех с производительностью 3000 банок в смену) и животноводческого комплекса на 8 тыс. голов скота (убойный цех).
В 2022 году Продкорпорация закупила 930 тыс. тонн пшеницы и 10,5 тыс. тонн подсолнечника. В текущем году планируется закуп 230 тыс. тонн пшеницы и 7,6 тыс. тонн подсолнечника.
В целом, как отметил глава МСХ, по реализации инвестиционных проектов по хранению картофеля и овощей до конца 2023 года запланировано реализация 29 проектов на 111,5 тыс. тонн продукции.
Для установления реальной картины по обеспеченности мощностями хранения Министерством совместно с Министерством торговли и интеграции и акиматами областей будет проведена ревизия всех хранилищ с разделением по категориям (с холодильным оборудованием, с вентиляцией, с естественной вентиляцией пригодной для хранения продукции, не пригодные для хранения) по итогам которой будут пересмотрены планы в сторону увеличения по строительству хранилищ на 2023-2025 годы.
«Что касается инвестпроектов данного комплексного плана, то их реализация планируется в рамках Единой карты индустриализации совместно с акиматами областей. Это позволит реализовать такие, как проекты, как производства сафлорового масла и томатного сока, строительство заводов по томатной пасте, строительство теплиц для выращивания овощей, строительство фруктохранилищ с организацией производства соков прямого отжима, строительство кондитерской фабрики, проектов по переработке мясной продукции и по производству мяса птицы, строительство мясоперерабатывающего комплекса и откормочной площадки, проекты по производству мяса птицы, проекты по переработке мясной продукции. По данным инвестпроектам ведется работа в части определения земельных участков, подведение инженерных сетей и т.д. При этом пул инвестиционных проектов будет пересмотрен в сторону увеличения после уточнения объема финансирования проекта по тиражированию опыта СКО на 2024 -2025 годы», — рассказал Е. Карашукеев.
Заместитель Премьер-Министра-министр торговли и интеграции Серик Жумангарин подчеркнул, что на расширенном заседании Правительства Глава государства дал поручение пройтись по всей цепочке от производства до реализации и понять, что приводит к удорожанию.
В целом Правительством на постоянной основе проводится работа по сдерживанию инфляции. В годовом выражении инфляция сложилась на уровне 18,1%, где продовольственная – 20,5%, непродовольственная – 18,1%, платные услуги – 14,4%. По итогам 3 месяцев инфляция с начала года составила 3,2%, в том числе продовольственная – 4,1%, непродовольственная – 2,5%, платные услуги – 2,8%. Правительству удалось приостановить темп роста цен на основные продукты питания.
«За последние 6 недель он не превысил 0,1%, а с начала года составил 3,4%, хотя за последние 5 лет за аналогичный период в среднем составлял 6,4%. Ожидаемый уровень инфляции по итогам апреля составит порядка 1,8% (с начала года 5,1%). Это результат целенаправленных действий Правительства к вопросу сдерживания цен», — проинформировал С. Жумангарин.
Первое, целевой выпуск в межсезонье сформированных запасов овощей.
На текущее межсезонье сформировано 139,5 тыс.тонн продукции, на сегодня уже реализовано 58,4 тыс.тонн, в том числе картофель 27,5 тыс.тонн, морковь 11 тыс.тонн, лук 10 тыс.тонн, капуста 9,9 тыс.тонн.
«Сейчас продолжается работа по контрактации осеннего урожая текущего года для сглаживания сезонных колебаний на периоды межсезонья 2024 года. Для этих целей уже сформировано порядка 100 тыс.тонн овощной продукции», — сказал С. Жумангарин.
Второе, активизация работы по непродуктивным посредникам на местах. Проведен анализ ЭСФ по 1389 цепочкам, по 389 установлено риски нарушение законодательства.
Третье, тесная работа с торговыми сетями и производителями.
Четвертое, переориентация финансирования оборотной схемы на производителей.
Вместе с тем стоит задача по сокращению инфляции в 2 раза по сравнению с уровнем 2022 года. Для реализации этой задачи в рамках разработанного Комплекса мер планируется:
Во-первых, продолжить проведение мониторинга обеспеченности рынка путем формирования товарного баланса. На сегодня данный инструмент уже позволяет принимать своевременные решения по защите внутреннего рынка. Так, на основании данных инструмента, был введен запрет на экспорт лука с 28 января, который 8 апреля был пересмотрен и установлена квота на вывоз.
Во-вторых, будет усилена поддержка местных товаропроизводителей путем предоставления финансирования по всем механизмам стабилизации цен в приоритете местным производителям как на примере финансирования сахарных заводов, так и заключение форвардных договоров.
На сегодня сахарные заводы на выделенные деньги осуществляют закуп сахара-сырца для обеспечения загрузки производственных мощностей и обеспечения внутреннего рынка страны сахаром отечественного производства. Общая сумма фондирования составляет 23,3 млрд тг. В дальнейшем это позволит снизить импортозависимость в данном продукте и не допустить ситуацию, сложившуюся из-за введения запрета на экспорт со стороны соседних стран, как это было весной 2022 года.
Также для создания благоприятных условий для производителей и снижения себестоимости готовой продукции прорабатывается вопрос снижения налоговой нагрузки и отчетности для производителей СЗПТ.
В рамках Комплекса мер предложено создание программы акселерации отечественных производителей новых товаров с целью продвижения их на внутреннем рынке и проработке новых маршрутов по поставке бытовой химии и других товаров, на которые отмечается высокая инфляция.
«В-третьих, активно продолжим выявлять и устранять неэффективных посредников путем анализа данных операторов фискальных данных и электронных счет-фактур», — резюмировал С. Жумангарин.