ГлавнаяОбщество

Ребята работают по принципу: «Есть два мнения, одно – моё, другое – неправильное» — Сапархан Омаров о фильме «Архитекторы будущего»

С министром сельского хозяйства поговорили о нашумевшем фильме «Архитекторы будущего», в котором авторы рассказывают, как канадские семена спасут нас от кризиса, — сообщает informburo.kz

Группа молодых казахстанцев под брендом TDFA (The Development Fund of Agriculture) создала в Казахстане агрокомпанию, которая завезла в страну семена сельхозкультур Канадской селекции. На своём сайте менеджеры опубликовали манифест, в котором предложили свой вариант выхода из последующего за пандемией экономического кризиса.

«TDFA предлагает в Казахстане построить 250 элеваторов на 50 млн тонн хранения разных культур. 100-процентными владельцами будут разные страны-импортёры зерна. Это как защищённые банковские депозитные ячейки», – сказано на сайте TDFA.

Авторы хотят подписать соглашение с правительством. Насколько это реально и нова ли сама идея активистов, мы спросили у министра сельского хозяйства Казахстана Сапархана Омарова.

У нас есть печальный опыт создания крупных агрохолдингов

– Сапархан Кесикбаевич, вы в курсе создания в Казахстане агрокомпании TDFA? Молодые казахстанцы даже создали фильм «Архитекторы будущего», в котором авторы представляют своё видение развития сельского хозяйства. Вы смотрели этот фильм?

– Да, я смотрел этот фильм, все три части. Скажу больше, я встречался с инициаторами проекта. Они предлагают создать в Казахстане крупный агропродовольственный фонд. Это по сути агрохолдинг:

  • со своей системой зернохранилищ;
  • семенным банком;
  • страховым фондом;
  • центром распространения знаний;
  • банком;
  • торговым домом.

При этом предлагают за счёт импортёров казахстанского зерна построить 250 новых элеваторов, которым присвоят специальный международный территориальный статус. И всё это при условии выделения фонду 5 млн га сельхозземель в собственность без проведения конкурсных процедур.

Всё это мы проходили и проходим. Уже имеем печальный опыт создания крупных агрохолдингов. В своё время в стране также существовал семенной фонд, который не смог доказать свою эффективность. Сейчас семена сельхозтоваропроизводители приобретают самостоятельно и полученный урожай реализуют самостоятельно. В Казахстане имеются 189 элеваторов, не заполняемых на полную мощность.

Для повышения компетенции фермеров работают центры распространения знаний НПП «Атамекен», финансированием сельхозпроизводителей занимаются АО «НУХ «КазАгро» и АО «БРК». Принимают участие и банки второго уровня, хотя не совсем активно.

После просмотра видео и при встрече с инициаторами проекта у нас появилось много вопросов. Как говорится, дьявол кроется в деталях. К примеру, хотелось бы понять источники привлечения инвестиций, на каких условиях инвесторы будут входить в сельское хозяйство Казахстана.

Не думаю, что какой-либо частный инвестор, будь то внутри страны, а тем более иностранный, захочет финансировать сырые, непроработанные проекты. К тому же речь идёт о таких колоссальных деньгах как 7 млрд долларов. Достаточно посмотреть объём всех иностранных инвестиций в Казахстан за время независимости, чтобы убедиться, насколько это существенная сумма. И просто так с лёгкостью оперировать ею в неких мечтах по крайней мере наивно.

Сомнительны и их планы по реализации выращенной продукции. Они не берут в расчёт, что Казахстан – не единственная страна в мире, торгующая зерновыми и зернобобовыми, это очень конкурентный рынок. Чтобы даже с небольшим объёмом той или иной продукции выйти на рынок отдельной страны, иногда необходимо затратить минимум несколько лет только на одни переговоры. Полагать, что многие страны мира за большие деньги сразу начнут покупать продукцию, потому что она получена от импортных семян, и каждый такой «эффективный менеджер» получит баснословный доход, не совсем правильно.

Непонятен и механизм отбора претендентов на 1200 «эффективных менеджеров». Ведь далеко не каждый эффективный менеджер из любого другого бизнеса сможет стать эффективным в сельском хозяйстве. Для этого необходим опыт работы в аграрной отрасли.

Вы заметили, что инициаторы проекта предъявляют требования освободить свой агрохолдинг от налогов, госконтроля и передать им 5 млн гектаров земли государства? То есть авторы проекта хотят за счёт государства создать своё «государство в государстве» и при этом требуют, чтобы государство не вмешивалось в их дела. Звучит как «дайте 5 млн га земли – и мы построим коммунизм в отдельно взятом государстве»…

Любая идея, даже самая амбициозная, имеет право на жизнь

– То есть вы сомневаетесь в реальности этого проекта?

– Давать оценку реалистичности проекта, опираясь только на впечатления о ролике и слайдах презентации, считаю преждевременным. Сначала мы должны получить ответы на наши вопросы.

В принципе, любая идея, даже самая амбициозная, имеет право на жизнь. Но идея эта должна быть хорошо проработана. У нас же сложилось впечатление, что вся идея проекта построена вокруг импортных семян, в частности канадских. С экрана нам говорят, как всё просто: купите канадские семена и получите гарантированно высокий урожай.

Но многие опытные крестьяне, учёные и эксперты подтвердят, что не одни семена определяют успех в растениеводстве. В гораздо большей степени хороший урожай зависит от погодных условий, комплекса агротехнических мероприятий, а также от опыта, мастерства и компетенций сельских тружеников.

Вам известно, что авторы видео пригласили к сотрудничеству ряд состоявшихся, опытных фермеров с именем, которым предложили апробировать те самые завезённые канадские семена?

Один из участников этого пилотного проекта рассказал, что одна тонна канадских семян ему обошлась в 5 млн тенге, тогда как другие импортные и казахстанские семена с аналогичными посевными качествами обошлись бы в 150-200 тысяч тенге за тонну. Он засеял паровое поле в Акмолинской области канадскими семенами, как положено внёс удобрения и получил урожайность не выше 20 центнеров с гектара. Самое интересное, что соседние поля, засеянные казахстанскими сортами «Алтын сапа» и «Шортандинская», показали такую же урожайность даже без внесения минеральных удобрений.

В Северо-Казахстанской области поля, засеянные завезёнными канадскими семенами, показали результат в 15 ц/га, семена из Германии – 24 ц/га, а районированный российский сорт «Омская-36» – 23,5 ц/га.

Фермеры, участвовавшие в «пилоте», отмечают, что авторы проекта были обескуражены таким результатом. Поэтому, думаю, вместо того, чтобы рассказывать всем о фантастическом глобальном агрохолдинге с тысячами «эффективных ферм», ребятам надо было для начала организовать хотя бы одно своё небольшое фермерское хозяйство, распределить между собой обязанности агрономов, механизаторов, ветеринаров, доярок, зоотехников и начать выпускать хоть какую-то продукцию на отечественном рынке. Так сказать, опробовать силы, понять, как устроено сельское хозяйство, поучиться и далее масштабировать свою идею.

Или могли бы наладить сотрудничество с отечественными землепользователями на принципах сбытовой или производственной кооперации. Обычно так делается.

Ребята работают по принципу: «Есть два мнения, одно – моё, другое – неправильное»

– Автор проекта «Архитекторы будущего» в своём интервью заявил, что вы оказываете давление на участников пилотного проекта для занижения реальной урожайности канадских семян. Как вы это прокомментируете?

– Это неправда и манипуляция мнением зрителей и читателей. Министерство сельского хозяйства заинтересовано только в росте урожайности и валового производства. Очень жаль, что молодые люди ради достижения своих целей не брезгуют ложью.

– В таком случае прокомментируйте ваш ответ авторам видео о якобы отсутствии свободных земель. Это правда?

– Вы можете сами посудить. Площадь пашни по всей стране составляет 25,6 млн га, из которых в этом году было засеяно 22,5 млн га. Остальные земли находятся под парами.

Хочу заметить, что авторы видео просят «всего 5 млн га» из этих 22,5 млн га, не объясняя при этом, как быть с теми, кто на этих землях уже работает, является пайщиками. Всю эту ситуацию я объяснил им. Но у меня сложилось впечатление, что ребята работают по принципу: «Есть два мнения, одно – моё, другое – неправильное». Поэтому меня внесли в список «предателей».

– Значит, нет свободных земель? А как же несколько миллионов неиспользуемых гектаров, которые Минсельхоз выявил в этом году? Об этом неоднократно сообщала пресс-служба министерства…

– Да, мы провели в пилотном режиме космомониторинг использования земель сельхозназначения в четырёх областях. Действительно, выявили 7,7 млн га неиспользуемых сельхозземель. Однако на данный момент площадь выявленных неиспользуемых пахотных угодий составила всего 48,6 тысячи га. Остальная площадь – это пастбищные угодья, предназначенные для животноводческой деятельности.

Работа по выявлению неиспользуемых земель будет продолжена. Возможно, что площадь неиспользуемых пахотных угодий увеличится, однако это маловероятно на фоне роста интереса к сельскому хозяйству в последние годы.

«Архитекторы будущего» могут участвовать в конкурсах на предоставление земли в аренду

– Что происходит с выявленными неиспользуемыми сельхозземлями?

– В первый год проверки выдаётся предписание и начисляется 10-кратный повышенный налог. На второй год проводится контрольная проверка. В случае неисполнения предписания материалы направляются в суд для изъятия. Только после решения суда изъятый земельный участок попадает в земли запаса для нового перераспределения на конкурсной основе.

В соответствии с законодательством Казахстана сельхозземли предоставляются гражданам республики на конкурсной основе. Заявки на участие в конкурсе рассматривают комиссии при акиматах областей, которые наполовину состоят из представителей общественных организаций. Каждый желающий имеет право участвовать в этих конкурсах.

Таким образом авторы проекта «Архитекторы будущего» имеют как право, так и возможность на законных основаниях принять участие в конкурсах на предоставление сельхозземли в долгосрочную аренду.

Кроме того, они могут проработать вопросы кооперации с действующими землепользователями для воплощения своих идей.

У меня нет родственников-олигархов

– Раз уж разговор зашёл за землю, разрешите задать откровенный вопрос. В интервью автор проекта «Архитекторы будущего» сказал, что ваша супруга владеет землями сельхозназначения. Так ли это?

– Нет, не так. Ни у меня, ни у моей супруги нет земель сельхозназначения. У нее имеется только 2,5 гектара земель в сельском населённом пункте, которые к сельскому хозяйству не имеют отношения. Участок приобретён на законных основаниях и задекларирован.

Во избежание новых слухов хочу отметить, что и наши с супругой родственники огромными наделами сельхозземель не владеют, олигархами не являются и вообще не занимаются сельскохозяйственным бизнесом. Всё это легко проверить.

Несмотря на пандемию, сектор АПК устойчиво развивается

– Ну и завершающий вопрос о том, что Президент поручил разработать новый Нацпроект по развитию агропромышленного комплекса. Расскажите, как движется работа в этом направлении.

– Концепция этого документа будет готова уже в декабре этого года. Затем она поступит в рабочую группу, в которую вошли представители НПП «Атамекен», отраслевых союзов и ассоциаций фермеров, а также учёные-аграрии. При разработке новой стратегии развития сельского хозяйства мы хотим учесть потенциал и особенности регионов, поэтому в рабочую группу также включены заместители акимов областей. В разработку также вовлечена продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

Действующая госпрограмма развития АПК завершается в 2021 году, поэтому наша задача сейчас – обеспечить выполнение заложенных ранее индикаторов, а также сохранить преемственность господдержки аграриев.

Фермеры постоянно жалуются на частую смену приоритетов господдержки, из-за чего они не могут выстраивать долгосрочное планирование. Согласитесь, без этого трудно вести любой бизнес. Поэтому мы обозначили для себя приоритет – сохранить преемственность аграрной политики и сделать её привлекательнее для бизнеса. К примеру, мы исключили ряд барьеров для получения господдержки простым фермером, упростили залоговую политику дочерних организаций холдинга «КазАгро», чтобы сектор активнее финансировался и кредитовался.

Сейчас уже видны промежуточные результаты. Например, в 2018 году в сельское хозяйство Казахстана бизнесмены вложили 365 млрд тенге инвестиций, а в 2019 году уже 495 млрд тенге – на 30% больше.

В этом году, несмотря на пандемию, сектор АПК устойчиво развивается. 16-процентный рост инвестиций в основной капитал наглядно доказывает, что агропромышленный сектор становится всё более инвестиционно-привлекательным.

Еще новости

Back to top button